عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:

«إذَا تَوَضَّأَ الْعَبْدُ الْمُسْلِمُ -أَوِ الْمُؤْمِنُ- فَغَسَلَ وَجْهَهُ خَرَجَ مِنْ وَجْهِهِ كُلُّ خَطِيئَةٍ نَظَرَ إلَيْهَا بِعَيْنَيْهِ مَعَ الْمَاءِ أَوْ مَعَ آخِرِ قَطْرِ الْمَاءِ فَإذَا غَسَلَ يَدَيْهِ خَرَجَ مِنْ يَدَيْهِ كُلُّ خَطِيئَةٍ كَانَ بَطَشَتْهَا يَدَاهُ مَعَ الْمَاءِ أَوْ مَعَ آخِرِ قَطْرِ الْمَاءِ فَإذا غَسَلَ رِجْلَيْهِ خَرَجَتْ كُلُّ خَطِيئَةٍ مَشَتْهَا رِجْلَاهُ مَعَ الْمَاءِ أَوْ مَعَ آخِرِ قَطْرِ الْمَاءِ حَتَّى يَخْرُجَ نَقِيًّا مِنَ الذُّنُوبِ».

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передаёт: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Когда мусульманин или правоверный (му’мин) совершает омовение, то, омывая лицо, смывает все грехи, которые совершают глаза, водой омовения или последними каплями этой воды. Омывая руки, смывает все грехи, которые он ими совершал, водой омовения или последними каплями воды. Омывая ноги, смывает все грехи, которые он ими совершал, водой омовения или последними каплями воды. И так человек станет чистым от всех грехов».

(Муслим, Тахарат, 32. Отдельно см. Тирмизи, Тахарат, 2/2)

 

Такие выражения, как «мусульманин, или му’мин», «водой омовения, или с последними каплями воды», употребляются потому, что сам передатчик хадиса не был уверен, как именно было сказано. Это показывает, насколько мухаддисы старались точно передать слова хадиса.

 

 عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ:

«إنَّ أُمَّتِي يُدْعَوْنَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ غُرًّا مُحَجَّلِينَ مِنْ آثَارِ الْوُضُوءِ فَمَنِ اسْتَطَاعَ مِنْكُمْ أَنْ يُطِيلَ غُرَّتَهُ فَلْيَفْعَلْ».

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передаёт: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, моя община в Судный день будет созвана с излучающими свет (нур) лицами, руками и ногами от следов омовения. Кто может умножить свет, пусть делает это».

(Бухари, Вуду, 3; Муслим, Тахарат, 35)

 

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передаёт: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пришёл на кладбище и сказал: «Приветствую вас, о упокоившиеся мусульмане! Иншааллах, однажды и мы присоединимся к вам. Я так хочу увидеть наших братьев. Сподвижники спросили: – Разве мы не ваши братья? Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): – Вы – мои сподвижники, мои братья – те, кто ещё не пришёл. Тогда сподвижники спросили: – О Посланник Аллаха, как вы узнаете тех из своей общины, кто ещё не пришёл? Посланник Аллаха ответил: – Представьте, что у человека есть конь с белой звездой на лбу и белыми ногами. Разве он не узнает своего коня среди табуна чёрных лошадей? Сподвижники ответили: – Конечно, узнает, о Посланник Аллаха! Тогда Посланиик Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Так же лица, руки и ноги наших братьев от следов омовения будут излучать свет. Я, придя раньше, буду ждать их у своего водоёма, чтобы почтить их. Будьте внимательны! Некоторые люди будут отогнаны от моего водоёма, как отгоняют от стада чужого верблюда. Тогда я позову их: «Идите сюда!» Мне скажут: «Они потом изменили то, что после тебя (оставив твою сунну, последовали ложными путями). И я скажу: «Пусть удалятся, пусть удалятся».

(Муслим, Тахарат, 39; Фадаил, 26. Отдельно см. Насаи, Тахарат, 110/150; Ибн Маджа, Зухд, 36; Муватта’, Тахарат, 28; Ахмад, II, 300, 4)

 

عَنْ ثَوْبَانَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ:

«اِسْتَقِيمُوا وَلَنْ تُحْصُوا وَاعْلَمُوا أَنَّ خَيْرَ أَعْمَالِكُمُ الصَّلَاةُ وَلَا يُحَافِظُ عَلَى الْوُضُوءِ إِلَّا مُؤْمِنٌ».

Савбан (радыйаллаху анху) передаёт: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Будьте правдивы, (но) вы не сможете делать все самым совершенным образом. Знайте, самое благое ваше деяние – намаз. Только правоверный (му’мин) пребывает (постоянно) с омовением».

(Ибн Маджа, Тахарат, 4; Муватта’, Тахарат, 36; Ахмад, V, 276, 282; Дарими, Тахарат, 2)

 

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах чист и любит чистоту».

(Тирмизи, Адаб, 41/2799)

 

«Чистота – половина веры».

(Муслим, Тахарат, 1)

 

Поэтому Ислам есть религия чистоты. Всевышний требует от Своих рабов очиститься от всякой физической и духовной грязи. По этой причине только что принявший Ислам человек должен совершить полное омовение, а, приступая к поклонению (ибадат), он должен иметь малое омовение. Книги по фикху и основам религии начинаются с раздела Тахарат, где подробно излагается всё, касающееся этого вопроса. Ибо чистота – это прекрасное качество, приближающее человека к ангелам, удаляющее от шайтанов и защищающее от наказания в могиле.

Чистота возвышает дух (рух) до степени ихсан, когда человек живет с осознанием того, что Аллах постоянно видит нас. Чистота приближает человека к Аллаху. Поэтому в священном аяте сказано: «Аллах любит очищающихся» (Баккара, 2/222).

Потому что омовение, очищающее тело, воздействует и на душу, пропуская в неё свет и хоть немного, но рассеивая тьму, в которую ввергают душу человека его грехи. Это значит, что умножается запись добрых дел, а ошибки стираются. Следовательно, с любой точки зрения – и с медицинской, и с духовной, сами собой становятся ясными достоинства омовения, которое способствует обретению совершенной чистоты.

Те части тела, которые полагается омывать водой при совершении тахарата, обычно открыты и быстро загрязняются. Поэтому их пятикратное омовение в течение дня способствует сохранению телесного и духовного здоровья и сосредоточенности мыслей.

Принимая во внимание всё вышесказанное, правоверному (му’мину) следует совершать омовение очень тщательно, стремясь умножить свет (нур), которым он будет наделён в будущей жизни. Для этого следует соблюдать все детали омовения, а именно: омывать части тела, подлежащие омовению, в полной мере и даже более; омывать их по три раза; по возможности, обратиться в сторону киблы; начинать совершение тахарата со слов «бисмилляхи» – «во имя Аллаха»;

Великий Имам А'зам Абу Ханифа, некоторое время наблюдая за одним молодым человеком, совершающим омовение, сказал ему: – Дитя моё, оставь такие-то и такие-то грехи! Удивившийся этим словам молодой человек спросил: – Господин, откуда вы знаете, что я совершил эти грехи? Досточтимый Абу Ханифа ответил: – По воде, которая стекает при омовении.

Люди, которых в приведённом хадисе наш досточтимый Пророк благосклонно назвал «моя община» и «мои братья», – это те мусульмане, которые совершают омовение и намаз и, трепетно относясь к поклонению, следуют в жизни высокому образцу. Они в Судный день по излучающим свет лицам, рукам, ногам будут отличаться от других людей и будут приближены к досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям).

Каждый правоверный, понявший какое благо для него заключено в этих словах, будет стараться совершать омовение самым совершенным образом и, по возможности, всегда пребывать в состоянии омовения. Но сохранять омовение всё время – это нелегкое дело, в котором не всякий человек может преуспеть. Стараться всё время пребывать в состоянии омовения – это одна из благословенных сунн Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

Передают, что наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) после посещения туалета сразу же совершал омовение. (Ибн Са’д, I, 369). Уже находясь в состоянии омовения, совершать его заново – это весьма достойный поступок, это свет поверх света. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), находясь в омовении или нет, часто обновлял его. Чтобы поощрить к этому свою общину, он говорил «Если кто-то, пребывая в состоянии омовения, заново совершает его, тому Всевышний Аллах пишет десять добрых дел». (Тирмизи, Тахарат, 44/58, 59)

 

Укба бин Амир (радыйаллаху анху) рассказывает так: «Мы пасли своих верблюдов по очереди. И вот пришёл мой черёд. Я закончил своё дело, и после того как верблюды вечером вернулись к себе, пошёл к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) стоя разговаривал с людьми. Я подошёл в тот момент, когда он произнёс такие слова: – Для мусульманина, который самым прекрасным образом совершит омовение, потом совершит намаз в два ракаата и который всей своей душой и всем существом обратиться к намазу, Рай станет обязательным! Услышав это, я воскликнул: – Как это прекрасно! Один из стоящих передо мной произнёс: – То, что он сказал до этого, еще лучше! Я узнал досточтимого ‘Умара (радыйаллаху анху). Он продолжил: – Я вижу, ты только что пришёл. А до этого Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал так: «Кто из вас совершит омовение, потом скажет «Ашхаду алля иляха илляллах ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулюх» – «Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – его раб и посланник», для того человека откроются все восемь райских врат. Через какие пожелает, он войдёт в Рай».

(Муслим, Тахарат, 17)